Календарь прошлых
событий
по месяцам

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Доркин В.И.
Фрагмент статьи о муниципальной революции и городском референдуме по принятию Устава

Пожалуй, начало революции следует искать в 1986 году, в начале перестройки. Перестройка назрела и всколыхнула людей. И мы не остались в стороне, так был создан клуб «Ноосфера», в котором, как в котле варились идеи революции. Именно клуб «двинул» меня кандидатом в депутаты СССР, а затем добился моей победы на выборах депутатов РСФСР и, одновременно, на местных выборах, что казалось тогда не самым важным. И, действительно, начало 90-х было ознаменовано борьбой на самом высшем политическом уровне – на Съезде народных депутатов РСФСР. Там решалась судьба страны, именно там был принят закон «О местном самоуправлении в РСФСР», по которому стали жить город Дзержинский и другие города России. А жизнь в городе медленно переходила от социалистической к новой. Власть оставалась в руках директоров предприятий, так же как и почти все городское хозяйство.

Расстрел Белого дома лишил меня трибуны большой политики и повернул лицом к городу. А за эти годы была сформирована программа действий, определены важнейшие направления развития города. Появились первые муниципальные проекты, объединившие людей: это строительство АТС-550 на десять тысяч номеров и строительство муниципального жилья. Успех в этих проектах вселил в людей уверенность в собственные силы, показал, что мы способны на большее. И тогда, 23 декабря 1994 года, Общегородское собрание решило, что нам нужно объединить усилия в интересах развития города, добиваться статуса города областного подчинения и добиться конституционного права жителей на местное самоуправление.

Толчком к решительным действиям послужило принятие нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 1995 года. Закон дал нам возможность самостоятельного принятия Устава города и выхода из состава Люберецкого района. После приезда из Гааги (Нидерланды), где я выступал от имени России на Всемирном конгрессе местных властей и еще более пропитался духом свободы, и было принято решение о начале активных действий по приобретению статуса самостоятельного муниципального образования и города областного значения (а не «подчинения» как было в предыдущих законах).

И работа закипела. Штаб революции был малочисленным, но дееспособным и целеустремленным. Его ударное ядро составляли Суров Б.В., первый заместитель мэра, Буланова Е.Е., помощник мэра и Рыбальченко С.И., директор «Информационного центра». Мы разработали план достижения своих целей и начали действовать. С самого начала мы планировали принять Устав города на референдуме, чтобы резко повысить его легитимность и не допустить его срыва через давление на депутатов, если бы он был принят Советом депутатов. Но в начале, для защиты главы администрации города Дзержинского от произвола Люберецких властей мы решили принять Устав города на заседании Совета депутатов, и избрать мэра тайным голосованием городских депутатов.

Устав №1 был принят 14 ноября 1995 года и в этот же день я был избран мэром города. В критические моменты своей жизни я всегда получал помощь. Она пришла ко мне и в этот раз. И пришла в виде решения о принятии участия в выборах главы администрации Московской области. Это было очень смелое и ответственное решение, которое бросило моих соратников в дрожь. Но сейчас кажется, что без него мы вряд ли бы добились победы. Участие в выборах губернатора было щитом, спасающим референдум от нападок. И оно было логичным, так как мои взгляды на развитие МСУ резко расходились со взглядами тогдашнего главы области Тяжлова А.С. Особенно остро этот конфликт проявился на собрании партхозактива в г.Люберцы. Тяжлов назвал закон «законом страшной разрушительной силы» и был поддержан всеми выступающими, которые закона не видели и не читали. Резким диссонансом прозвучало мое выступление. В зале стояла гробовая тишина. После выступления Анатолий Степанович меня публично высек за неправильную, с его точки зрения, трактовку закона. Это надо выдержать! Находиться одному в таком зале очень непросто. Наверное, это был еще один аргумент для моего выдвижения в главы администрации Московской области и для проведения референдума. Уже слишком разное мировоззрение и слишком разная политика.

Борьба за референдум была чрезвычайно острой и заслуживает отдельной книги. Победа в ней была бы невозможна без поддержки представителя от Совета Европы Эрнеста Мюллемана, судьи Конституционного суда А.Я. Сливы, главного редактора журнала «Российская Федерация сегодня» Ю.А Хренова, российского телевидения, заместителя Председателя ЦИК России Иванченко А.В. и многих других. Они сделали все, для того чтобы был проведен референдум, а Устав был принят.

В день 17 декабря 1995 года в момент наивысшего напряжения и попытки сорвать референдум небо затянуло черными тучами, грохотал гром и сверкали молнии, являющиеся абсолютно нехарактерными для этого времени года. Но ведь и референдум совершенно нехарактерен для этого политического времени. Так появился главный политический и юридический документ нашего города – Устав, принятый на референдуме большинством в 83%. Это было счастье!

Выборы губернатора мы, конечно, проиграли, но зато получили бесценный опыт политической борьбы. Так появились знаменитые 12 Указов губернатора Подмосковья В.И Доркина, которые стали нашей программой действий. Выборы губернатора позволили познакомиться с очень интересными людьми. Среди них был и генерал Лебедь, очень яркий и запоминающийся человек. Город Дзержинский стал известен в области, за меня отдали голоса 220 тысяч избирателей. Но жизнь торопила нас, нужно было закрепить успех. И мы срочно назначили выборы мэра города теперь уже всенародные, в соответствии с принятым Уставом. Причем и здесь мы действовали уверенно и расчетливо. Дата выборов была назначена на 24 февраля 1996 года. Это был субботний день, да и к тому же «похмельный» день после праздника Советской Армии. Очень опасались за явку по этим причинам. Но выборы состоялись, и впервые в городе появился всенародно избранный мэр.

Но скоро стало ясно, что статуса самостоятельного муниципального образования недостаточно для решения городских вопросов. Нужно быть еще и городом областного значения. И развернулась борьба за этот статус. Для достижения этой цели нам было очень важно установить границы города и де-факто закрепить свое отделение от района. А для установления границ нужен был Генеральный план. И мы первыми в эту эпоху разработали и приняли этот документ. Генплан 1996 года установил границы нашего города, борьба за юридическое установление продолжалась еще четыре года и завершилась в декабре 1999 года подписанием постановления Главы администрации Тяжлова А.С. Но история сделала еще один виток и проблема границ вновь стала актуальна.

Мы считали усилением своих позиций за статус областного города и выборы Президента России. Большой процент голосов за Ельцина позволял бы нам говорить о единстве городской и государственной политики. И мы сделали все возможное, чтобы за Ельцина проголосовало как можно больше наших избирателей. Результат такой – за Б.Н. Ельцина отдали голоса более 75% избирателей. Это был второй результат в области после Ленинского района. Агитировать за Ельцина было легко, ведь он побывал в нашем городе в июне 1994 года и принял ряд важнейших решений: ЛНПО «Союз» стал Федеральным центром двойных технологий «Союз», а его генеральный директор Пак З.П. через некоторое время министром оборонной промышленности России.

Президент помог и в финансировании ЖСК «Гремячево», о чем мы все должны помнить.

Артподготовка к городу областного значения была завершена. И мы настойчиво стали добиваться этого решения, подготовив весь пакет необходимых документов. Но Тяжлов А.С. хорошо запомнил г.Дзержинский и шесть раз выбрасывал ( в прямом смысле этого слова) документы из почты. Но чудо свершилось в очередной раз! На седьмой раз Анатолий Степанович подписал этот исторический документ. И мы немедленно, так как не верили собственным глазам, размножили и разослали этот документ. И на заседание Правительства, когда рассматривался наш вопрос, пришли очень уверенными. Из публикуемой стенограммы видно, как изменился тон дискуссии, когда члены Правительства неожиданно узнали о подписании документа.

Но закон о статусе могла принять только Московская Областная Дума. И борьба здесь развернулась еще более ожесточенная. Люберцы стали понимать, что происходит и решили не допускать принятия этого закона. Но мы тоже понимали значении этого закона и сделали все возможное, чтобы он был принят. Для этого провели работу со всеми депутатами Думы и убедили их. Объем и темпы работы были такими, что начало заседания Думы…..проспали. И опоздавшими шли по фойе Думы и слушали гневные выступления депутата от Люберецкого района Любимова, который предлагал не включать вопрос по г.Дзержинскому в повестку дня. На нашу защиту встали 13(!) депутатов, вопрос был включен в повестку дня. Публикуемая стенограмма не дает полного представления о накаленной атмосфере собрания. Наша судьба висела на волоске! И снова свершилось чудо! Депутаты приняли закон и наш город из третьесортных перешел в нормальные (как писал в журнале «Российская Федерация» Хренов Ю.А.). Это был момент наивысшего счастья. Несколько секунд я испытывал необыкновенную радость и блаженство. Счастье победы, трудной, заслуженной заполнило и сознание души и все тело. Подобное счастья я испытал всего несколько раз в жизни. Этот миг один из самых сильных в жизни! То была вершина муниципальной революции, бескровной и желанной. Понятно, впереди был длинный и сложный путь исполнения решений муниципальной революции. Но основа, фундаментальная основа свободного и самостоятельного развития города была заложена именно тогда.

Фрагмент статьи
Путь к свободе и самостоятельности.
Из книги "Муниципальная революция",
2 издание, 2007 год



фото Флаг города на площади Дмитрия Донского

фото Памятник святителю Николаю

фото