К 85-летию академика Виктора Петровича Макеева ОАО "ГРЦ Макеева" в своей газете "Конструктор" 25 октября 2009 года опубликовало статью Валентина Зорина где говорится и о первых контактах проектантов КБ из Миаса с Борисом Петровичем Жуковым и сотрудниками института, имена которых сохранились у автора статьи в памяти. Статья называется "Его имя", автор Валентин Зорин. Дальше следует пространная выдержка из этой статьи.
Мои деловые и личные контакты с Виктором Петровичем были всегда корректны и приятны. И хотя их было немного, о них можно говорить бесконечно и с удовольствием. При этом, что самое интересное, имя Виктора Петровича Макеева открывало двери многих организаций и предприятий для получения консультаций, проведения деловых встреч, обсуждения и решения возникающих вопросов, разработки научных проблем, проектов и т. д.
Поэтому, когда в юбилейной книге, посвященной 60-летию предприятия «СКБ-385, Конструкторское бюро машиностроения, Государственный ракетный центр» появилось на стр.127–130 сообщение о разработке аванпроекта изделия Р-39, в том числе совмещенной схемы двигательных установок первой и второй ступеней, нахлынули воспоминания о его разработке на предприятии ЛНПО «Союз» (г. Дзержинский, Люберецкого района, Московской области), а тогда — п/я А- 7210, под руководством и при участии академика Бориса Петровича Жукова и его соратников.
Первый раз мы отправились туда в командировку где-то сразу после новогодних праздников небольшим коллективом под руководством начальника проектного отдела Георгия Борисовича Мочалова. В то время на командировочных удостоверениях красовалась надпись: «Самолетом туда и обратно». Поэтому необходимо было добираться до аэропорта г. Челябинска. Выделили нам старенький, полуразвалившийся автобус — ПАЗ с выбитыми наполовину стеклами, а мороз стоял за сорок. Ехали и зябли в автобусе, по очереди взбираясь почти на двигатель в кабину водителя. Добрались до Челябинского аэропорта полузамерзшими. Отогрелись только в самолете, с пересадками, но добрались до места назначения. И сразу попали к Б. П. Жукову.
Приняли нас хорошо, только с гостиницей была «напряженка». Поэтому рассредоточились: часть — в Дзержинском, часть — в Подлипках. При встрече Борис Петрович выслушал наши предложения и дал указание своим приглашенным к разговору руководителям разместить нас по рабочим местам в соответствии с направлениями работ. По всем вопросам работали с сотрудниками принимающего нас предприятия очень плотно, т. к. Б. П. Жуков по просьбе В. П. Макеева распорядился дать нам всю полноту информации по состоянию разработки твердотопливных двигателей.
Мы работали преимущественно с Федоровым Николаем Ивановичем, Романчиковым Михаилом Васильевичем, Обозным Виктором Алексеевичем, Устиновой Людмилой Ивановной, Яницким Альфредом Казимировичем и многими-многими другими сотрудниками «Союза». Отношения были очень теплые, приветливы, взаимоприемлемы.
Нас познакомили с разработками по РДТТ ряда разработанных ранее и разрабатываемых изделий, таких, как 15Д68М, 11Д82, 11Д811, 11Д819, с проектированием, конструированием, технологией изготовления корпусов и зарядов РДТТ, изготовлением смесевых твердых топлив, конструкцией сопловых блоков классической, «утопленной », неподвижной, подвижной на упругих и гидроподвесах, с управлением вдувом газа и впрыском жидкости в закритическую часть сопла и т. д.
Принимая во внимание наше настоятельное желание разработать схему изделия наиболее заполненного топливом — «совмещенную» схему двигателей первой и второй ступеней и наиболее легкого по конструкции корпусов, сопловых блоков и других элементов, изучались возможности по переходу от металлических корпусов к пластиковым из композиционных материалов. Предлагались и рассматривались схемы продольно-поперечной намотки цилиндрической части из стеклоленты, пропитанной полимерным связующим и с металлическими днищами.
Полный текст этой статьи и многое другое можно прочитать здесь: http://makeyev.msk.ru/pub/msys/2009/Construktor10.09.pdf
Разместил Якушкин Р.В. 22 апреля 2012 года