Эмблема

Календарь прошлых
событий
по месяцам

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Как формировались управленческие навыки Доркина

В 1983 году институт, в котором в то время работало около 8 тысяч человек, был готов к практической реализации крупнейшего проекта в своей истории – отработке и производству мощнейших двигателей второй и третьей ступеней ракеты для подвижного железнодорожного комплекса. За несколько лет до этого рубежа проводились проектно-изыскательские работы, и, наконец, технические предложения были сделаны, основные характеристики согласованы с генеральным конструктором, и ракета по своим параметрам (пока на бумаге) соответствовала требованиям заказчика. Новых решений по ракете и элементам, её составляющим, было заложено в проект великое множество. Словом, проект ракеты представлял собой сложную, грандиозную научно-техническую задачу на реализацию, которой были подключены силы нескольких сотен институтов и предприятий страны.

Обязательства института относительно топлива, конструктивных элементов, сырья, сроков исполнения казались трудновыполнимыми и требовали полного напряжения сил с первых шагов практический реализации этого грандиозного проекта. Вся инженерная и научная братия института, вовлеченная волей судьбы в этот проект, вынуждена была включиться в его реализацию с полной самоотдачей.

Публичные обязательства превращались в подробные планы, или, как принято сегодня говорить, дорожные карты, которые жестко контролировались министерствами и военно-промышленной комиссией. За реализацией технических характеристик, кроме военных представителей, следили головные институты в каждом министерстве. Все участники этого проекта были вовлечены в могучий поток созидания нового качества, где каждая составляющая часть работы представляла собой нечто новое в техническом либо научном направлении.

Теперь о двигателях и зарядах к ним. В состав топливных рецептур были введены новые компоненты, химический состав которых и их структура требовали на заводах создания новых технологических процессов и новых производственных площадок. В процессе отработки постепенно наращивались и энергетические характеристики двигателей. На органопластиковые корпуса требовалась нить с повышенными прочностными характеристиками. Выше прочность – меньше пассивная масса двигателя. И в процессе отработки масса корпусов двигателей также снижалась постепенно. И это не особый положительный приём отработки, а «печальная» необходимость. Выбор для конструктора был невелик: или стоять и ждать заявленных в проекте технических характеристик по сырью, для доводки которых до заявленных требовалось время, или начинать отработку двигателей с промежуточными характеристиками, обкатывая вновь созданное заводское оборудование и проверяя в стендовых и летных испытаниях проектные решения. При жесточайшем дефиците времени идея с началом реальной отработки натурных двигателей с промежуточными характеристиками, постепенно доводимых до проектных, было единственным правильным решением.

Работа над этим проектом для ведущих конструкторов и исследователей была не одномоментным порывом по преодолению внезапно возникших трудностей, а постоянной, многолетней, изматывающей нервы работой, по решению новых, возникающих в процессе отработки задач и достижению, как конечной цели, заявленных обещаний.

Я убеждён, что именно многолетний опыт работы в напряженных условиях того времени выковывал из участников проекта профессионалов управленцев, способных с успехом возглавить и реализовать проекты в самых разнообразных направлениях деятельности в новых условиях, возникших после распада СССР.

В 1983 году Доркину было всего 30 лет, и в последующие годы он, как и многие его коллеги, был вовлечен в процесс реализации крупных и сложных проектов, риск при реализации которых был чрезвычайно высоким. Наиболее трудные ситуации возникали когда Доркину поручали руководство бригадой по изготовлению зарядов на серийном заводе. Кстати, стоимость каждого такого заряда составляла примерно столько же, сколько стоил в то время пятиэтажный многоквартирный дом. А таких зарядов в месяц изготавливалось несколько. Финансовые риски и риски, связанные с обеспечением безопасности в процессе изготовления зарядов, всегда были в центре внимания при осуществлении такого рода работ.

Бригада комплектовалась ведущими специалистами, обеспечивающими контроль и при необходимости оперативную корректировку технологического процесса, конечным итогом которого было изготовление заряда для стендовых или летных испытаний ракеты и одновременно создание технологической документации. Практически каждый участник бригады, а тем более руководитель, получал управленческие навыки, не только связанные с конкретной тематикой, – пороховым производством, но и некие общие правила управления сложными процессами взаимодействия между людьми и принятия немедленных управленческих решений, следующих за анализом и преодалением конкретных чрезвычайных ситуаций.

Эти практические навыки, несомненно, накладывались на характер В.И. Доркина, отличительной особенностью которого составляли решительность, самостоятельность, уверенность в себе, способность принимать ответственность на себя, несмотря на возможные риски, а также умение вести людей за собой, верой в собственные идеи.

Его жизненный опыт приумножался вместе с реализацией тех сложных проектов по созданию мощных твердотопливных двигателей, над которыми успешно работал коллектив института. И работа по этим проектам была успешно завершена. В 1989 году боевой комплекс, представленный в двух вариантах базирования (стационарном и подвижном), был успешно сдан в эксплуатацию и находился на вооружении Российской армии вплоть до 2005 года. Подобного в мире ещё никто не создавал. Подробности по этому комплексу можно почерпнуть из статьи РТ-23УТТХ на данном сайте

И уже в другом историческом периоде, когда с 1990 по 2006 год Виктор Иванович Доркин по выбору жителей стоял во главе городской власти, на вопросы, откуда у главы города такая мудрость и умение, я с полным основанием отвечал, что это закономерный результат его активного участия в создании сложнейших образцов оборонной техники.

Якушкин Р.В. 2 сентября 2013 года

Флаг города на площади Дмитрия Донского

Памятник святителю Николаю
Здание администрации